О похвале в коучинге

Данная статья будет полезна как начинающим коучам, так и потенциальным клиентам коучинга.

Начинающим коучам  эта статья поможет понять, почему нельзя «хвалить» клиента в процессе коучинга и показывает варианты того, что можно говорить вместо «похвалы».

А клиентам коучинга  объясняет, почему вы в процессе коучинга не услышите похвалы от профессионального коуча.

Написанию статьи способствовало проведение  обучающих сессий коучинга, которые проводятся в рамках ШКАМ – Школы Коучинга Алексея Мишина. В основе статьи мой опыт участника демонстрационных сессий профессионалов коучинга и мой опыт наблюдателя (супервизора) на учебных сессиях в школе карьерного коучинга.

Наблюдая коучинг профессионалов и начинающих коучей,  я заметил различный подход к похвале у начинающих коучей и у профессиональных.

У коучей с большим опытом невозможно услышать похвалу клиента. Они не говорят клиенту коучинга «молодец», «отлично!» и тому подобные фразы.

Но эти фразы можно услышать в сессиях начинающих коучей. Обычно коуч это говорит в тот момент, когда клиент коучинга нашел «свое» решение или создал на сессии значимый результат.  Коуч это чувствует и пытается этот результат закрепить.

На мой взгляд, данное поведение коуча недопустимо. И вот почему недопустимо:

1. Данная похвала по факту является оценкой.  В коучинге принято безоценочное суждение.

2. В коучинге принята коммуникация «Взрослый»- «Взрослый». Нужна ли взрослому человеку похвала? Нет. Похвала нужна «Ребенку» и делает ее «Родитель». Поэтому, если коуч говорит клиенту коучинга «Молодец», то это значит, что коуч выпал из состояния «Взрослый» и перешел в состояние «Родитель», который хвалит «Ребенка» в клиенте. То есть, если коуч похвалил клиента коучинга, то он вышел из состояния «Взрослый».

Но тут мне могут возразить, и я с этим  соглашусь, что мы не всегда находимся в состоянии «Взрослый» в коучинге. Иногда мы переходим в состояние «Ребенок»… и об этом моя следующая статья.

3.  И тогда я могу привести следующий аргумент. Похвала способствует создание коучем зависимости у клиента коучинга.

Как только коуч похвалил клиента коучинга, то он сразу включил у клиента бессознательный анализ своего поведения с целью определить, за что коуч его похвалил. Бессознательный. И теперь клиент может бессознательно пытаться «угадать» такой ответ, за которым вновь последует похвала от коуча. И таким образом, коуч создал зависимость:  ожидание одобрения за «правильное» поведение.

4. И таким образом, коуч вмешался в процесс поиска клиентом своего решения.

Почему трудно не хвалить?

Потому что существует 1) привычка и 2) желание замотивировать человека.

У некоторых людей существует привычка хвалить за «хорошее» действие, привычка выражать свои чувства таким способом, показывать таким способом свое отношение к поведению другого человека. Привычка, которая создана и закреплена еще в школьные годы.

Второе, что лежит в основе нашей похвалы – это мотивация другого человека, и похвала — это «тот самый пряник», который полагается за правильное поведение.

Что же делать коучу в том случае, когда хочется похвалить клиента?

Воспользоваться «прямой коммуникацией» (прямым общением).

Прямое общение, наряду с «эффективными вопросами» (постановкой «сильных» вопросов),  является ключевой компетенцией коуча. Проявляется как наблюдение коуча, описываемое словами от первого лица. Начинается со словосочетания «Я вижу …» или «я слышу…».

Плохой вариант «прямой коммуникации» — это сказать о своей эмоции, например, «я рад за тебя». Потому что это не про клиента коучинга, а про самого коуча (а, как известно, на сессии коучинга мы говорим о клиенте, а не о коуче).

Хороший вариант — это акцентировать внимание клиента на его чувствах. Например, «я слышу твои эмоции — поделись ими».  И таким образом закрепить эмоционально значимый результат на сессии. Как альтернатива вопросу: «что ты сейчас испытываешь?».

Вывод. Применение коучем похвалы – это проявление оценочности, потеря коуч-позиции,  создание зависимости.

Отказ от похвалы и замена ее на прямую коммуникацию — проявление профессионализма коуча (проявление ключевых компетенций коуча).